Три ИП торгуют с одного склада по договору аренды и оплаты грузчиков и менеджера по продажам. Имеют ли эти ИП право пользоваться УСН?
Право субъектов предпринимательской деятельности на применение упрощенной системы налогообложения (УСН) не является безусловным. В п. 3 ст. 346.12 НК РФ перечислены категории субъектов (как организаций, так и ИП), которые не вправе применять УСН. Однако само по себе обстоятельство, указанное автором вопроса (торговля нескольких ИП с одного склада), согласно указанной норме налогового законодательства, не исключает возможности применения УСН как всеми тремя ИП, так и некоторыми из них.
Если кто-либо из ИП, о которых идет речь в вопросе, не соответствует требованиям законодательства в части количества сотрудников – не более 130 человек за налоговый (отчетный) период (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), либо доходы ИП по итогам отчетного (налогового) периода превысили 450 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ), то такой ИП не имеет права применять УСН. Однако очевидно, что данное ограничение никак не связано с характером взаимоотношений данного ИП с другими ИП (в частности, по поводу совместного использования складских помещений либо иного имущества).
Следует обратить внимание на положение п. 3 ст. 346.14 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Речь идет, таким образом, не о запрете участникам совместной деятельности применять УСН в принципе, а об ограничении свободы усмотрения при выборе объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов). Согласно п. 2 той же статьи выбор объекта налогообложения осуществляется самими налогоплательщиками (за исключением участников договоров о совместной деятельности, которые такого права выбора лишены).
Однако необходимо иметь в виду, что речь в п. 3 ст. 346.14 НК РФ идет не обо всех без исключения субъектах (организациях и ИП), которые в ходе своей предпринимательской деятельности так или иначе взаимодействуют с другими субъектами (хотя бы и на регулярной основе), а о лицах, являющихся участниками особого рода правоотношений – отношений, вытекающих из договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). В соответствии с п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Исходя из содержания указанной нормы, определяющими признаками такого рода отношений являются, во-первых, наличие общей цели, ради достижения которой товарищи действуют совместно (согласованно, сообща), а во-вторых, наличие объединенного (обособленного) имущества, используемого для достижения этой общей цели.
Представляется, что ни одно из указанных в вопросе обстоятельств (аренда одного склада несколькими ИП, пользование услугами грузчиков и менеджера по продажам) само по себе не свидетельствует о наличии отношений совместной деятельности (простого товарищества). Если те трое ИП, о которых идет речь в вопросе, не обособили определенное имущество для достижения конкретной совместной цели, не отделили его от иного своего имущества, то нет оснований говорить и о совместной деятельности в том ее понимании, которое закреплено в гражданском законодательстве. А стало быть, для таких субъектов нет не только ограничений права применять УСН, но для них ничем не ограничивается и право выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов).