Родственник (гражданин РФ) хочет переехать из Эстонии в Россию. Получает эстонскую пенсию. На сколько уменьшится сумма пенсии? Будет ли пенсия облагаться налогами, если да, то какими?
Поднятые в вопросе темы регламентируются, прежде всего, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанном в г. Таллине 14 июля 2011 г. (далее – Договор) и ратифицированном Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ. В частности, в п. 7 ст. 5 данного Договора указано, что в случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию. (Под Договаривающимися Сторонами здесь подразумеваются Российская Федерация и Эстонская Республика.)
В том же п. 7 ст. 5 Договора указано, что положение о сохранении пенсионных выплат не распространяется на так называемые народные пенсии, назначенные в соответствии с эстонским законодательством (речь идет об аналоге российских социальных пенсий; назначается народная пенсия в случае отсутствия или недостаточности пенсионного стажа, необходимого для подачи ходатайства о получении пенсии по старости). Исходя из этого, если гражданин, переселяющийся из Эстонии в Россию, получает в Эстонии народную пенсию, то пенсионные выплаты после переселения будут прекращены.
Относительно налогообложения пенсионных выплат укажем следующее. В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, льготы по налогообложению предусмотрены российским налоговым законодательством только в отношении российских пенсий.
В отношении пенсий, выплачиваемых иностранными государствами, подход нашего налогового законодательства таков, что пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 7 п. 3 ст. 208 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается, в том числе, доход, полученный от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 232 НК РФ фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Между Российской Федерацией и Эстонией нет действующего соглашения об избежании двойного налогообложения. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная в г. Таллине 5 ноября 2002 г., до настоящего времени не ратифицирована, следовательно, не вступила в силу и не применяется (на что, в частности, указывает ФНС России в своем письме от 30.06.2022 № СД-4-3/8301). Поэтому, исходя из упомянутого выше положения п. 1 ст. 232 НК РФ, суммы эстонских пенсионных выплат будут облагаться налогом как в Эстонии, так и в Российской Федерации (НДФЛ по ставке 13%).
При этом надо иметь в виду следующий важный нюанс. Как уже указывалось выше, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами России. В соответствии со ст. 209 НК РФ такие доходы облагаются НДФЛ, только если налогоплательщик является налоговым резидентом РФ. Если же физическое лицо налоговым резидентом РФ не является, то НДФЛ с доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, такое лицо платить не обязано.
Если родственник автора вопроса проживает в Эстонии и только планирует переехать в Россию, то очевидно, что налоговым резидентом РФ он (по крайней мере пока что) не является. В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Из этого определения следует, что статус налогового резидента РФ родственник автора вопроса получит не сразу после переезда, а спустя некоторое время. Пока статус резидента у него будет отсутствовать, будет отсутствовать и обязанность по уплате НДФЛ с сумм эстонской пенсии.
В письме Минфина России от 27.07.2022 № 03-04-05/72454 указано, что окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по итогам календарного года. Соответственно, обязанность по уплате НДФЛ с сумм эстонской пенсии возникнет в том календарном году, по итогам которого родственник автора вопроса получит статус налогового резидента РФ.
Предположим, что переезд в Россию состоится 1 октября 2023 г. (для простоты примем, что в текущем году родственник автора вопроса в Россию еще не приезжал). В этом случае по итогам 2023 года он налоговым резидентом РФ еще не будет; соответственно, эстонская пенсия, полученная в 2023 году после переезда, не будет облагаться НДФЛ (это доход от источников за пределами России, который у нерезидентов не облагается НДФЛ). Статус налогового резидента РФ он приобретет только в апреле 2024 года (опять же, исходим из того, что он из России никуда не выезжает). По итогам 2024 года он будет уже являться налоговым резидентом РФ, а стало быть, суммы полученной им эстонской пенсии будут облагаться НДФЛ. Причем облагаться будут и те суммы, которые будут получены им в период с января по апрель 2024 года, пока он еще не был налоговым резидентом РФ (в связи с этим можно говорить о том, что статус налогового резидента в определенном смысле имеет обратную силу, так как распространяется на периоды, прошедшие с начала календарного года).
В соответствии с пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в бюджет. Согласно п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ на таких налогоплательщиков возложена обязанность представления налоговой декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если продолжать пример, начатый в предыдущем абзаце, то до 30 апреля 2025 г. родственник автора вопроса будет обязан подать в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию исходя из сумм полученной им в 2024 году эстонской пенсии. Уплату НДФЛ с этих сумм он обязан будет произвести до 15 июля 2025 г. (п. 4 ст. 228 НК РФ).