Необходимо ли получать разрешение у родственников умершего гражданина на использование его фамилии, имени, отчества и образа в художественном фильме? Могут ли родственники умершего человека это запретить?
К сожалению, в вопросе отсутствует необходимая конкретика (каким образом используются имя и образ гражданина в художественном фильме), поэтому проанализировать ситуацию можно только в общем виде.
Отвечая на поставленные вопросы, необходимо прежде всего разобраться с юридической природой и содержанием права гражданина на имя (само понятие «имя» в соответствии с п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) включает фамилию и собственно имя, а также отчество гражданина). Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ имя гражданина относится к числу нематериальных благ, неотчуждаемых и непередаваемых другим способом. Упомянутая в законе «неотчуждаемость» нематериальных благ (и, в частности, имени гражданина) выражается, помимо прочего, в том, что нематериальные блага не входят в состав наследства после смерти гражданина (ч. 3 ст. 1112 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ право на имя включает в себя право гражданина давать согласие на использование своего имени или псевдонима другим лицам в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности. Являясь составной частью неотчуждаемого и непередаваемого иным способом права на имя, право давать согласие на использование имени не переходит после смерти гражданина к его наследникам. В качестве субъекта, имеющего право разрешать использование своего имени, в упомянутой выше норме п. 4 ст. 19 ГК РФ назван только сам гражданин, но не его наследники.
Очень четко и точно суть положений гражданского законодательства о праве на имя изложена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 27.05.2020 № С01-1220/2018: «право на имя принадлежит конкретному лицу в период его жизни; неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе в порядке наследования; полномочие предоставлять согласие на использование имени принадлежит только обладателю этого имени».
Таким образом, использование имени умершего гражданина (в частности, в художественном фильме) само по себе возможно без разрешения либо согласия его наследников.
Говоря о возможности использования образа умершего гражданина, необходимо в первую очередь выяснить соотношение понятий «образ» и «изображение» гражданина (в том смысле, в каком об изображении говорится в ст. 152.1 ГК РФ). На законодательном уровне данный вопрос исчерпывающим образом не разрешен, само определение термина «изображение» в законе отсутствует. В п. 1 ст. 152.1 ГК РФ перечисляются лишь отдельные разновидности изображений (такие, как фотографии, видеозаписи, произведения изобразительного искусства, в которых изображен гражданин), причем этот перечень не является исчерпывающим (в законе говорится «в том числе» о фотографиях и проч.).
В гражданско-правовой доктрине под изображением понимается (говоря упрощенно) индивидуальный облик гражданина, запечатленный в какой-либо объективной форме. Учитывая данное определение, в юридической науке к изображениям гражданина, помимо перечисленных выше разновидностей (фотография, видеозапись, произведение изобразительного искусства), относят, например, и его изображение в виде персонажа видеоигры. Равным образом, в случае использования облика человека в художественном фильме, очевидно, его внешность и личностные черты также отображаются в объективной форме (посредством совокупности различных изобразительных средств — актерской игры, грима и проч.), так что представление образа гражданина в художественном фильме может быть квалифицировано как его изображение (несмотря на то, что «носителем» этого образа выступает другой субъект — актер, исполняющий роль).
Учитывая изложенное выше, использование образа умершего гражданина в художественном фильме должно осуществляться с учетом положений ст. 152.1 ГК РФ. А именно в соответствии с п. 1 данной статьи изображение умершего может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Исходя из положений п. 1 ст. 9 ГК РФ, данное право (выражать свое мнение относительно использования изображения своего умершего родственника) осуществляется указанными выше лицами по своему усмотрению, поэтому согласие на использование изображения умершего может быть ими и не дано.
Перечень родственников умершего, у которых должно испрашиваться согласие, не подлежит расширительному толкованию, что особо подчеркивается в разъяснениях высшей судебной инстанции: согласно абз. 2 п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25) в случае смерти или отсутствия всех перечисленных лиц (переживший супруг, дети, родители) какого-либо согласия для обнародования и использования изображения данного гражданина не требуется.
При определенных условиях не требуется согласия на использование изображения умершего гражданина и при наличии перечисленных выше родственников (пп. 1–3 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Учитывая специфику объективной формы, в которой в данном случае существует изображение (представление образа гражданина в художественном фильме), можно сделать вывод о том, что наиболее распространенной ситуацией такого рода будет ситуация, когда изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах. Из разъяснения, содержащегося в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, следует, что имеются в виду прежде всего те случаи, когда изображенный гражданин являлся публичной фигурой (занимал государственную или муниципальную должность, играл существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области) и интерес к данному лицу является общественно значимым. В то же время согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.
Если речь идет не о представлении образа умершего гражданина посредством актерской игры, а о демонстрации фотографии гражданина или иного аналогичного изображения, то следует иметь в виду также положение пп. 2 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ о том, что не требуется согласия родственников умершего на использование его изображения в случае, когда изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Так, если в художественном фильме предусмотрена сцена на кладбище и в ходе этой сцены демонстрируется фотография на надгробном памятнике захороненного на данном кладбище реального гражданина, то такая демонстрация нет требует получения согласия родственников данного гражданина на использование его изображения, так как кладбище представляет собой место, открытое для свободного посещения.
Необходимо также учитывать, что проблема использования имени и образа гражданина в художественном фильме зачастую выходит за пределы использования только имени и образа как таковых. Если гражданин является действующим лицом фильма, то к вопросу об использовании его имени и изображения тесно примыкает вопрос об охране частной жизни данного гражданина, его чести, достоинства, деловой репутации. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 152, п. 5 ст. 152.2 ГК РФ защита указанных нематериальных благ осуществляется и после смерти гражданина, причем в качестве меры защиты может рассматриваться и запрещение использования имени и образа конкретного гражданина в фильме, если таковое использование сопряжено с умалением его чести и достоинства либо неправомерным распространением информации о его частной жизни.