Я не проживаю со своим несовершеннолетним ребенком. По решению суда у меня выделено время на общение с ребенком вне его места жительства. Во время карантина мать ребенка категорически отказывается отпустить его ко мне домой. Имею ли я право видеться с ребенком во время, установленное судом?
Если родители развелись, это не значит, что проживающий отдельно отец перестал быть ребенку отцом. Он имеет права на общение с ребенком наравне с матерью.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Так, в соответствии с п. 1, 3, 4 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Ответственность предусмотрена ч. 2 и 3 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 указанной статьи нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 3 тыс. руб.
В силу ч. 3 этой же статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 5 суток.
Исполнением любого решения суда, в том числе о порядке общения с ребенком, занимаются судебные приставы-исполнители. В назначенное для общения время приставы вместе с отцом явятся домой к матери и ребенку и будут обеспечивать общение отца с ребенком.
Если пристав принудительно исполняет решение суда, но бывшая супруга всячески сопротивляется, есть механизм влияния на такое лицо.
Данный способ называется ограничение в родительских правах и последующее лишение родительских прав.
В соответствии с п. 2 ст. 73 Семейного кодекса РФ ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.
Последствия ограничения родительских прав уставлены в ст. 74 Семейного кодекса РФ. Так в соответствии с п. 1 и 2 названной статьи родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Но ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.
Теперь необходимо рассмотреть лишение родительских прав, урегулированное ст. 69 Семейного кодекса РФ. В соответствии с абз. 4 этой статьи родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они злоупотребляют своими родительскими правами.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей. Вследствие запрета общения со вторым родителем нарушаются права ребенка.
Последствиями лишения родительских прав является потеря родителями (одним родителем) всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ограничить отца во встречах с ребенком мать по собственному решению не может. Карантин, введенный в отдельном городе или в стране в целом, не является причиной отказа от этих встреч, так как нет непосредственной угрозы со стороны отца.