У меня восьмая неделя беременности. На момент подписания договора у меня была пятая неделя. Я заключила договор с фирмой как самозанятая, работаю вахтовым методом. О беременности не сообщала. Условия труда и оплаты не соответствуют тем, что мне обещали в офисе, и я физически не могу осилить данную работу. Может ли заказчик расторгнуть со мной договор на основании того, что беременные не допускаются к работе вахтовым методом, если я скажу ему, что беременна и мне тяжело физически?
С точки зрения буквы закона договор между фирмой (заказчиком) и самозанятым гражданином (исполнителем) – это не трудовой, а гражданско-правовой договор. Исходя из положения ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“» статус гражданина как самозанятого характеризуется тем, что при осуществлении своей деятельности такой гражданин не имеет работодателя. Кроме этого, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 указанного закона доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, не признаются объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (а самозанятые – это как раз и есть плательщики данного налога). Иными словами, отношения самозанятого гражданина и его заказчика не являются трудовыми отношениями.
Между тем ограничения, о которых идет речь в вопросе, установлены трудовым законодательством и, соответственно, применяются к трудовым отношениям. Так, согласно ст. 298 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) беременные женщины не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом; в ч. 1 ст. 261 ТК РФ содержится запрет на расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя. В то же время, если отношения сторон трудовыми не являются (а отношения с самозанятым, повторю, не являются трудовыми), указанные ограничения не действуют. Таким образом, с точки зрения буквы закона самозанятую беременную женщину не запрещено привлекать к работам, выполняемым вахтовым методом, и договор между ней и заказчиком может быть расторгнут по инициативе заказчика без каких-либо оговорок и ограничений.
Вместе с тем есть один чрезвычайно существенный момент, о котором нельзя не упомянуть. В соответствии с ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Как указано в ч. 4 ст. 11 и ст. 19.1 ТК РФ, отношения, возникшие между сторонами гражданско-правового договора (в частности, отношения из договора, стороной в котором выступает самозанятый), могут быть признаны в судебном порядке трудовыми отношениями, в силу чего к таким отношениям будут применяться нормы трудового законодательства (и, помимо прочего, перечисленные выше положения о гарантиях беременным женщинам).
Конечно, признать отношения заказчика с самозанятым гражданином трудовыми отношениями можно только при наличии соответствующих оснований (признаков, которые характерны именно для трудовых отношений и, наоборот, несвойственны отношениям гражданско-правовым). Признаки трудовых отношений перечислены, например, в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
К числу таковых относятся, в частности: личное выполнение работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату; выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.
Аналогичные критерии, позволяющие сделать вывод о подмене трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг самозанятым гражданином, содержатся в письме ФНС России от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@.
Конечно, в вопросе содержится слишком мало информации для того, чтобы прийти к однозначному выводу о характере отношений между автором вопроса и фирмой-заказчиком. Тем не менее более вероятным представляется такой вариант, при котором в данном случае договор с самозанятым подменяет собой трудовой договор, а значит, объективно для заказчика есть немалый риск признания отношений с самозанятыми гражданами трудовыми отношениями. В такой ситуации заказчику было бы разумнее всего воздержаться от совершения действий, не соответствующих положениям трудового законодательства: не привлекать беременную женщину к работе, выполняемой вахтовым методом, и не расторгать с ней договор по своей инициативе.
Представляется, что наиболее целесообразным выходом из сложившейся ситуации было бы расторжение договора по соглашению сторон (что в данном случае не будет противоречить ни гражданскому, ни трудовому законодательству).