Возможность предъявления требований кредитора наследодателя к наследнику, принявшему наследство, проистекает из понятия универсального правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от наследодателя к наследнику в полном объеме и неизменном виде.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по обязательствам наследодателя в объеме стоимости унаследованного имущества. Таким образом, возникновение наследственных прав и обязанностей основано на принципе автономии воли стороны гражданского оборота (в данном случае оборота наследственного имущества и обязательств), чем обусловлено право наследника отказаться от принятия наследства.
В то же время законодатель исходит из принципа равноправия интересов сторон и уполномочивает кредитора, предъявить требования к имуществу наследодателя до принятия наследства наследниками (п. 3 ст. 1175 ГК РФ).
В ситуации, когда требования предъявляются к имуществу наследодателя, привлечению к участию в деле подлежат либо нотариус, либо исполнитель завещания (в зависимости от механизма наследования) и, как правило, подобные судебные дела подлежат приостановке либо до определения состава наследников, либо до приобретения наследственным имуществом статуса выморочного и соответственно перехода в собственность государства.
Таким образом, при отсутствии имущества, права на которое подлежат переходу в порядке наследования, при отсутствии волеизъявления наследника в отношении принятия наследства, кредитор не имеет права предъявлять претензии наследнику, поскольку тот наследства не принимал и, следовательно, по обязательствам наследодателя не отвечает.