Являются ли покупка, продажа или любое другое коммерческое использование открытых баз данных законными? Под открытыми базами данных имеются в виду индексируемые базы данных, доступ к которым можно получить без взлома или любых других махинаций.
На ваш вопрос нельзя ответить однозначно. В настоящее время множество сервисов использует открытые данные, которые были выгружены пользователями – физическими лицами или самими сервисами в Интернет.
В делах о нарушении прав на базу данных суд устанавливает три обстоятельства:
1) наличие базы данных,
2) наличие права на базу данных у конкретного лица,
3) факт нарушения этого права ответчиком.
В соответствии с ГК РФ база данных при определенных условиях может являться объектом авторских прав (п. 2 ст. 1260 ГК РФ) и смежных прав (ст. 1333 ГК РФ).
В базе данных как в объекте авторского права должно присутствовать творческое начало. То есть именно деятельность по подбору и систематизации материалов должна носить творческий характер. Режим смежных прав защищает не творческое начало при разработке базы данных, а существенность затраченных на ее создание усилий (экономический вклад).
Доказать творческий характер базы данных очень затруднительно. Судебная практика по вопросам защиты баз данных очень скудная, однако имеющиеся решения полностью подтверждают такой вывод (см., например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.06.2018 № С01-452/2018).
В связи с этим для защиты своих прав на базу данных правообладатель должен будет доказать существенность своих затрат. Существенность таких затрат презюмируется, если база данных содержит не менее 10 000 самостоятельных информационных элементов.
Также сам правообладатель обязан доказать наличие у него прав на базу данных. С этим можно спорить исходя из конкретных представленных правообладателем доказательств. Мало компаний оформляют подобное право надлежащим образом, поэтому в суде существует реальная возможность оспаривания принадлежности права на базу данных.
Принадлежность права именно правообладателю может доказываться трудовым заданием по созданию базы данных сотрудником (служебная база данных) или посредством иных договоров (привлечение специалистов для разработки базы данных и передачи исключительных прав на нее).
Вопрос о законности использования «открытых» баз данных, о существенности используемой части базы данных вставал перед судебной практикой лишь один раз – в деле № А40-18827/2017 (дело «Вконтакте» против ООО «Дабл»).
Данное дело успело пройти уже один круг, решения были отменены Судом по интеллектуальным правам (постановление от 24.07.2018 № С01-201/2018), и сейчас оно снова находится в первой инстанции, по делу назначена экспертиза. То есть на данный момент нет вступивших в законную силу решений судов, на основании которых можно было бы с уверенностью дать ответ на вопрос о законности использования «открытых» баз данных.
Факт нарушения прав также является центральным фактом, подлежащим установлению в рамках такого дела.
Хорошей стратегией защиты является ссылка на то, что сам механизм работы сервиса не предполагает извлечение или использование базы данных правообладателя.
Именно на этом аргументе строит свою защиту ООО «Дабл» и именно поэтому Суд по интеллектуальным правам отправил дело № А40-18827/2017 на новое рассмотрение.
Суд указал, что суды первой и апелляционной инстанций не разобрались с технической стороной работы сервиса. Необходимо также дать оценку доводам общества относительно того, что само общество не извлекает и не использует материалы из базы данных, поскольку взаимодействие с сайтами в Интернете (в том числе, с социальной сетью «ВКонтакте») осуществляется пользователями программного обеспечения, разработчиком которого является общество.
Вывод: на сегодняшний день невозможно дать однозначный ответ на вопрос о том, является ли использование «открытых» баз данных нарушением прав правообладателя такой базы данных.
Действительно прецедентное значение примет дело № А40-18827/2017, когда решения по нему вступят в законную силу. В судебных актах будет прямо указана возможность или невозможность использования данных, в том числе из социальных сетей, для их обработки и использования в собственном сервисе. Также будут разрешены многие вопросы о степени существенности части базы данных и иные.