Деятельность органов прокуратуры регулируется в первую очередь положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со ст. 21 указанного предметом прокурорского надзора является в том числе соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Правила ст. 23–25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривают в случае подтверждения наличия тех или иных нарушений законов в деятельности проверяемого лица вынесение по итогам прокурорской проверки акта прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона.
Прямого указания на необходимость составления какого-либо акта в случае, если в результате прокурорской проверки нарушения законов не выявлены, нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не содержат.
Между тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указал, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации. Отсутствие в названной федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору – вопреки целям осуществления прокурорского надзора – использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
В связи с этим упомянутые положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» были признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации.
Указанное постановление Конституционного Суда РФ было принято по жалобам некоммерческих организаций, и в нем говорится о необходимости составления такого акта по итогам проверки некоммерческой организации. Однако представляется, что тот же подход должен применяться и в отношении прочих лиц (нет оснований полагать, что соответствующие гарантии, которыми при проведении прокурорской проверки должна располагать некоммерческая организация, не должны предоставляться коммерческой организации или иному лицу).
После принятия вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ Генеральной прокуратурой РФ был принят приказ от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Прика).
Приказ упоминает в числе лиц, проверки которых им регламентируются, не только некоммерческие организации, но и все иные органы и организации, подлежащие прокурорскому надзору, из чего можно сделать вывод, что его требования распространяются на прокурорские проверки любых лиц.
Тот же вывод содержится, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2016 по делу № А23-4656/2015, в котором указано, что положения данного Приказа носят универсальный характер и распространяются в отношении проверок как некоммерческих, так и коммерческих организаций.
В соответствии с п. 1.2 Приказа после завершения проверки в течение 10 рабочих дней руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) предоставляется право ознакомления с актом проверки.
Несмотря на то что в данном положении Приказа не говорится прямо о том, что такой акт должен быть составлен и предоставлен представителю проверяемого лица в том числе и в случае, если какие-либо нарушения проверкой не выявлены, тем не менее, такой вывод следует из постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.201. № 2-П, для исполнения которого данный приказ был принят.
Таким образом, если в ходе прокурорской проверки в деятельности проверяемого лица были выявлены те или иные нарушения законов, они должны быть отражены в соответствующем акте прокурорского реагирования. Если нарушения в ходе проверки не выявлены, то в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28.05.2015 № 265 также должен быть составлен акт, содержащий констатацию отсутствия в деятельности проверяемого лица нарушений законов.