Хотим расписаться с молодым человеком. Он курсант. В части говорят, что нужно написать об этом рапорт, а перед этим – сообщить родителям. Правда ли это? Каков порядок женитьбы курсанта?
Доля истины в том, что сказали автору вопроса в воинской части по поводу порядка женитьбы курсантов, безусловно, есть. Написать рапорт нужно, сообщить родителям, очевидно, тоже. Но надо разобраться, каково в данном случае юридическое значение указанных действий, поскольку есть ощущение, что автор вопроса не совсем четко его понимает.
Можем ли мы трактовать ситуацию таким образом, что курсант имеет право вступить в брак не иначе как с разрешения (либо согласия) родителей и командира (начальника)? Конечно же, нет. В соответствии с п. 1 ст. 7 СК РФ граждане по своему усмотрению (а не по усмотрению каких бы то ни было третьих лиц) распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений, в том числе и правом на вступление в брак. Безусловно, военнослужащие вообще и курсанты военных образовательных организаций в частности обладают специальным правовым статусом как лица, выполняющие конституционно значимые функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Поэтому, вообще говоря, закон может предусматривать ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих (о чем неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ); однако никаких ограничений права военнослужащих на вступление в брак, равно как и особого порядка вступления в брак, не содержат ни семейное законодательство, ни законодательство о статусе военнослужащих.
Вместе с тем следует учитывать, что закон устанавливает определенные ограничения права военнослужащих на свободу передвижения (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). В частности, самостоятельно, без полученного в установленном порядке от уполномоченного командира (начальника) разрешения, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не имеет права уйти со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью (именно таким образом трактуется понятие самовольного оставления части или места службы, например, в абз. 3 п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы»). В абз. 5 п. 1 Перечня грубых дисциплинарных проступков (приложение № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495) упоминается в качестве такового отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.
Между тем в силу п. 1 ст. 11 СК РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Как и любой другой гражданин, военнослужащий не может не присутствовать на церемонии собственного бракосочетания и по этой причине отсутствовать в этот момент в воинской части; причем служебной необходимостью таковое отсутствие, очевидно, не будет вызвано. Именно поэтому и идет речь о подаче рапорта командиру (начальнику) с целью получения разрешения на уход со службы для вступления в брак. Иными словами, разрешение дается не на само заключение брака как таковое, а на уход со службы. Более того, в данном случае может идти речь о предоставлении военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам на срок до 10 суток (п. 11 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237); предоставление данного отпуска также предполагает подачу соответствующего рапорта.
Что же касается сообщения родителям о предстоящем заключении брака, то какого-либо юридического значения такое сообщение (либо несообщение) иметь не будет; в данном случае речь идет скорее о традиции, обусловленной морально-этическими нормами.