Наша компания использует УСН. Мы заключаем с гражданином РФ агентский договор, по которому за комиссию обязуемся приобрести для него автомобиль в какой-то другой стране (например, в Киргизии). Компания находит требуемый автомобиль и покупает его по договору купли-продажи у компании из Киргизии (ДКП нужен ГИБДД для постановки машины на учет). По нашему предположению мы не становимся собственником транспортного средства. Киргизская компания утверждает, что у них не добавляется НДС к автомобилю, если покупатель – физическое лицо из России. В результате наша компания передает гражданину РФ автомобиль, отчет о выполнении агентского договора, копию ДКП с киргизской компанией. Возникнут ли у нас какие-либо обязательства по начислению и уплате НДС?
При определении статуса лица с точки зрения налогового законодательства РФ необходимо учитывать положения ст. 1005 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, агент приобретает права и становится обязанным, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки, а по сделке, совершенной агентом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В зависимости от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, к агентскому договору применяются правила соответственно о договоре комиссии или поручения, если эти правила не противоречат положениям главы ГК РФ об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 «Агентирование» ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера. При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего УСНО, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение (см. письма Минфина России от 02.09.2021 № 03-11-11/70996, от 25.08.2021 № 03-11-11/68534, от 11.12.2019 № 03-11-06/2/96870).
Аналогичны выводы и в части работы по договору комиссии. В случае реализации товара по такому договору необходимо учитывать положения ст. 990 ГК РФ, которой установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поэтому у комиссионера, применяющего УСНО, в составе доходов при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО, учитывается только комиссионное вознаграждение (см. письмо Минфина России от 08.06.2018 № 03-11-11/39352).
Посредники на УСНО включают в налоговую базу только сумму посреднического вознаграждения. В этом собственно и заключается налоговая выгода посредника на УСНО – исчислять «упрощенный» налог лишь с суммы вознаграждения. Между тем налоговики могут переквалифицировать посредническую сделку в сделку купли-продажи (поставки) и доначислить налоги (см., например, постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.05.2019 № Ф02-1926/2019, Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2020 № Ф06-62273/2020).
Таким образом, у вашей компании отсутствует основание для начисления НДС.
Вышеизложенное справедливо для применения при условии, что иностранный контрагент не выставил к вашему платежу НДС.