Не менее активно регистрировал товарные знаки и сам Президент США Дональд Трамп. Помимо амбициозного «Make America great again» (заявка 2012 года) и полного надежды «Keep America great» (подача заявки в США 18 января 2017 – за два дня до инаугурации) Президент США является держателем огромного портфеля знаков по всему миру, многие из которых представляют собой сочетание фамилии Трамп и какого-либо продукта, от Трамп-отеля до Трамп-университета. Эксперты оценивают стоимость брендов Трампа, лицензируемых для производства продукции (помимо основного бизнеса, связанного с недвижимостью), в 230 миллионов долларов.
Не обошел стороной Дональд Трамп и российский рынок. Сотен заявок, как в Китае, у него в России нет, но есть небольшой действующий портфель: три действующих знака «Trump» в отношении гостиниц, недвижимости, строительства, проектирования и алкоголя; четыре знака с сочетаниями Trump home и Trump Hotel. При этом в марте 2017 года все знаки перешли от Дональда Трампа компании ДТТМ Оперэйшнс, ЛЛК. Таким образом, действующий американский Президент непродолжительное время (всего 1,5 месяца) являлся правообладателем товарных знаков, зарегистрированных в России, лично как физическое лицо. Компания ДТТМ Оперэйшнс, ЛЛК не занимается производством и, судя по всему, создана с единственной целью – перевести товарные знаки с президента как с физического лица единой управляющей компании. Любопытно, что в настоящий момент три действующих российских знака Иванки Трамп не переходили к Ivanka Trump Marks LLC. По крайней мере, Роспатент не зарегистрировал отчуждение прав.
Неясно, можно ли из этого делать какие-то выводы относительно желания президентской семьи присутствовать на российском рынке, потому что упомянутым знакам уже около десяти лет и их активного использования на рынке мы не видим. Официальная версия представителей президента относительно регистрации товарных знаков в Китае – это не желание производить что-то в данной стране, а попытка отгородить свое имя от несанкционированного использования. Поэтому и тот факт, что в течение полутора месяцев на посту Президент США являлся правообладателем российского товарного знака на алкоголь, не говорит о его желании выпускать водку под своим именем в России (тем более что заявки на товарный знак Trump Vodka даже в США «забросили» еще в 2008 году).
Но возникает другой вопрос: если производства и реализации указанного товара нет в России, а знаку №369008 почти 10 лет (дата приоритета 01.11.2007), его может оспорить за неиспользование любое заинтересованное лицо. Так как это не полное имя, да еще и слово с собственным значением, то согласие запрашивать не у кого (не у всех Трампов мира же!). И если в теории можно было бы требовать опровержения аффилированности известного человека с производством алкоголя на основании 152-й статьи ГК РФ как сведений порочащих деловую репутацию, то в данном случае речь идет об абсолютно законном требовании прекращения товарного знака вследствие неиспользования (статья 1486 ГК РФ). И деловой репутации не повредишь: изначальный заявитель сам проассоциировал наименование с алкоголем. Отчуждение товарного знака компании ДТТМ само по себе не влияет на трехлетний срок неиспользования (п.19 Справки, утвержденной постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 24 июля 2015 года № СП-23/20). Так как водка «Трамп» не производится с 2011 года, то дело за малым: доказать свою заинтересованность.
В свое время Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Обама» в отношении алкогольных напитков (заявка 2009705771). При этом товарный знак «Obama» пользуется большой популярностью в Азии. Но на то есть причина: Обама – это город в японской префектуре Фукуи. Сам же 44-й президент США никаких заявок на товарные знаки не подавал, и охрана его имени предоставлена только в составе названия «Фонд Барака Обамы» в США. Такая ситуация распространена: среди бывших президентов, например, охраняются названия фондов Рейгана и Буша.
Товарные знаки предвыборных кампаний регистрируются на некоммерческие организации, а не на кандидатов-физических лиц. Не все считают нужным регистрировать свое полное имя или слоган его включающий. Два из четырех «предвыборных» знака Хиллари Клинтон представляют собой просто букву «H».
Таким образом, Трамп, скорее всего, является первым президентом США, имевшим товарный знак на собственное имя в качестве физического лица (то есть не ограниченным в распоряжении решениями фонда или предвыборного штаба). Но отнюдь не единственным политиком: в США товарный знак на свое имя имеет Сара Пэйлин. При этом собственный товарный знак не имеет даже 38-й губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, хотя в свое время он дал десятки согласий на подачу заявок и даже подал одну сам.