08.10.2025 Рубрика: Налоги

Налоги россиянина при работе в Казахстане

Планирую устроиться на работу в Казахстане. Официальное трудоустройство. Рабочее место в договоре указано: «Алматы». Согласно договоренностям время распределено так: три недели работаю в Казахстане, неделю – в России на удаленке. Какие налоги мне необходимо будет платить в России?

Вариантов ответа на этот вопрос может быть несколько, прежде всего, потому, что не до конца понятен налоговый статус автора вопроса: является ли он налоговым резидентом РФ либо не является. В соответствии с п. 2, 3 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если для налоговых резидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и источников за пределами РФ, то лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, обязаны уплачивать НДФЛ только с доходов от источников в Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Перечень доходов от источников в Российской Федерации и источников за пределами РФ содержится в ст. 208 НК РФ. В частности, к доходам за пределами РФ отнесено вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ); соответственно, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации рассматривается как доход от источников в Российской Федерации (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

При этом подчеркнем один немаловажный в нашей ситуации нюанс: в соответствии с пп. 6.2 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией, отнесены к доходам от источников в Российской Федерации независимо от места, где фактически выполнялась трудовая функция. А вот аналогичного по смыслу положения, касающегося дистанционной работы на территории РФ по договору с иностранным работодателем и рассматривающего вознаграждение за данную работу как доход от источников за пределами РФ, отечественное налоговое законодательство не содержит. Поэтому в рассматриваемой ситуации нет никаких правовых оснований считать доходы от удаленной работы на казахстанского работодателя, осуществляемой на территории РФ, доходами от источников за пределами РФ.

В связи с этим может возникнуть вопрос: а как же быть с положением пп. 6.1 п. 3 ст. 208 НК РФ, в соответствии с которым к доходам от источников за пределами РФ отнесено вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги в случае, если выполнение работ, оказание услуг осуществлены им с использованием сети «Интернет» независимо от места, где фактически выполнялись работы, оказывались услуги? Ведь очевидно, что удаленная работа автора вопроса на территории РФ будет предполагать использование им сети «Интернет» для выполнения своих трудовых обязанностей. Однако дело заключается в том, что в пп. 6.1 п. 3 ст. 208 НК РФ речь идет не о трудовых отношениях, а о гражданско-правовых отношениях (выполнение работ либо оказание услуг – это предмет именно гражданско-правового договора, в то время как предметом трудового договора является выполнение определенной трудовой функции).

В подтверждение квалификации доходов от удаленной работы на территории РФ как доходов от источников в Российской Федерации можно сослаться, в частности, на правовую позицию Минфина России, выраженную в письме от 30.07.2020 № 03-04-06/66831. В нем со ссылкой на п. 1 Комментариев Организации экономического сотрудничества и развития к ст. 15 «Доходы от работы по найму» Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения указано, что работа по найму осуществляется в том месте, где работник присутствует физически при исполнении работ, за которые выплачивается доход за работу по найму. Соответственно, применительно к нашей ситуации, коль скоро работник физически присутствует на территории РФ, то и его доход в соответствующей части должен рассматриваться как доход от источников в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что доходы автора вопроса, которые будут им получены в связи с работой на территории Казахстана, будут относиться к доходам от источников за пределами РФ. В то же время доходы, полученные в результате удаленной работы на территории РФ, – это доходы от источников в Российской Федерации, несмотря на то, что результаты таковой работы будут использоваться не в Российской Федерации, а в Казахстане.

И вот тут мы возвращаемся к различиям налогового статуса налоговых резидентов РФ и лиц, таковыми не являющихся. Если автор вопроса не является налоговым резидентом РФ, то объектом налогообложения для него будут являться лишь те доходы, которые он получит в связи со своей удаленной работой на территории РФ. Налоговая ставка в данном случае будет составлять 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если же автор вопроса является налоговым резидентом РФ, то облагаться НДФЛ должны как упомянутые выше доходы, полученные от источников в Российской Федерации, так и доходы от источников за пределами РФ (в данном случае – полученные в Казахстане). Однако, безусловно, в данной ситуации необходимо руководствоваться положением п. 1 ст. 232 НК РФ, в соответствии с которым при наличии соответствующего международного договора РФ фактически уплаченные налоговым резидентом РФ за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации.

Таким международным соглашением в данной ситуации является Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал», в соответствии со ст. 15, п. 2 ст. 23 которой сумма налога на доход, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого в Российской Федерации. Исходя из положений п. 1 ст. 320 НК РК, доходы налогоплательщика облагаются индивидуальным подоходным налогом (ИПН) по ставке 10%; в Российской Федерации налоговая ставка по НДФЛ составляет, по общему правилу, 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, если автор вопроса является налоговым резидентом РФ, то подлежащий уплате размер НДФЛ с его доходов, полученных от исполнения трудовых обязанностей на территории Казахстана, составит 3% (ставка российского налога 13% минус ставка казахстанского налога 10%).

Следует учитывать, что в письме Минфина России от 27.07.2022 № 03-04-05/72454 указано: окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по итогам данного налогового периода. Применительно к НДФЛ налоговым периодом является календарный год (ст. 216 НК РФ); соответственно, для целей определения налоговой базы по НДФЛ и исчисления суммы налога, подлежащей уплате, имеет значение число дней пребывания физического лица в Российской Федерации в течение данного календарного года.

Исходя из изложенного в предыдущем абзаце, можно высказать предположение, что в 2025 году автор вопроса, по всей видимости, останется налоговым резидентом РФ (коль скоро возникновение трудовых отношений с казахстанским работодателем намечено на конец календарного года); поэтому в 2025 году налогообложению по нормам российского законодательства будут подлежать доходы, полученные и на территории РФ, и на территории Казахстана. В то же время в 2026 году автор вопроса может утратить статус налогового резидента, что приведет к сужению объекта налогообложения НДФЛ по российскому законодательству.

 

Похожие вопросы