Учился в языковой школе за рубежом. Оплату производил с помощью третьего лица и его иностранного счета в банке, так как с российских счетов в 2022 году перевод был невозможен. Есть платежное поручение из иностранного банка, в котором указано назначение (мои ФИО, номер договора, по которому была произведена оплата, копия договора также в наличии), а еще указана конкретная сумма в евро. Есть платежка по переводу третьему лицу этой суммы денег в рублях. Помимо этих документов прилагаю действующий устав языковой школы. Достаточно ли этих документов для получения налогового вычета?
В соответствии с абз. 1, 6 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговых баз налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ. При этом в случае обучения в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, данный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на обучение, а также документа, подтверждающего статус иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Наибольшее количество вопросов в данной ситуации вызывает факт оплаты обучения через посредство третьего лица. В абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ указано, что налоговый вычет за обучение предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документа, подтверждающего фактические расходы налогоплательщика на обучение, выданного налогоплательщику образовательной организацией; при этом, исходя из смысла приведенной нормы, а также в соответствии с п. 2 Порядка заполнения формы справки об оплате образовательных услуг для представления в налоговый орган (приложение № 2 к приказу ФНС России от 18.10.2023 № ЕД-7-11/755@; далее – Порядок) фактическим вносителем денежных средств образовательной организации должен быть сам налогоплательщик (либо, в крайнем случае, его супруг (супруга)).
Впрочем, тут следует учитывать два фактора. Во-первых, Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который предусмотрел справку об оплате образовательных услуг в качестве надлежащего документального подтверждения понесенных налогоплательщиком расходов, вступил в силу с 1 января 2024 г.; соответственно, к более ранним налоговым периодам введенный данным законом порядок не применяется. Вместе с тем ранее (до 2024 года) финансовые и налоговые органы в своих разъяснениях предусматривали возможность предоставления налогоплательщику социального налогового вычета и в ряде случаев, когда денежные средства вносились образовательной организации не непосредственно самим налогоплательщиком (либо супругом (супругой) налогоплательщика), а иным лицом (см., например, п. 1.4 письма ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@, письмо Минфина России от 16.12.2016 № 03-04-07/75470 и т.п.).
Во-вторых, согласно п. 1 Порядка таковой распространяется на случаи оказания образовательных услуг российскими образовательными организациями либо отделениями иностранных организаций, функционирующими на территории Российской Федерации, поэтому к описанной в вопросе ситуации (когда образовательные услуги были оказаны зарубежной языковой школой) данный Порядок неприменим.
Исходя из изложенного выше, то обстоятельство, что фактически оплата обучения была внесена не самим налогоплательщиком, а третьим лицом, само по себе не исключает возможности предоставления налогоплательщику социального налогового вычета в отношении произведенных расходов на обучение. Подтвердить наличие этих расходов могут:
- во-первых, платежный документ, подтверждающий перечисление автором вопроса третьему лицу соответствующей денежной суммы (оптимальным вариантом при этом было бы наличие в данном платежном документе указания на целевое назначение перечисляемой суммы, связанное именно с последующей либо уже состоявшейся оплатой образовательных услуг данным третьим лицом);
- во-вторых, платежный документ, подтверждающий внесение денежной суммы в качестве оплаты за обучение третьим лицом языковой школе (такой документ, исходя из текста вопроса, есть в распоряжении налогоплательщика, при этом все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, за которого производится перечисление денежных средств за обучение, в этом документе отражены);
- в-третьих, договор на оказание образовательных услуг (строго говоря, данный документ не рассматривается в законе в качестве обязательного, однако в данной ситуации целесообразно его предоставить как подтверждение двух юридически значимых обстоятельств – характера предоставленных исполнителем услуг как образовательных, а также возложения договором обязанности по оплате обучения на самого обучающегося, а не на третье лицо);
- в-четвертых, равным образом желательно (хотя и не обязательно) представить налоговому органу договор между налогоплательщиком и третьим лицом, предусматривающий совершение третьим лицом в интересах налогоплательщика действий по внесению языковой школе оплаты за образовательные услуги. Это может быть, в частности, договор комиссии (гл. 51 ГК РФ), в соответствии с которым одна сторона обязуется по поручению другой стороны за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет другой стороны (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Впрочем, отсутствие такого договора не является фатальным обстоятельством, поскольку не препятствует квалификации действий третьего лица как действий в чужом интересе без поручения (п. 1 ст. 980 ГК РФ и проч.); коль скоро автор вопроса фактически одобрил действия третьего лица по внесению оплаты за обучение в языковой школе, к отношениям сторон должны применяться правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий (ст. 982, 986 ГК РФ).
Устав языковой школы как документ, подтверждающий ее статус образовательной организации, на руках у автора вопроса также имеется. Следует иметь в виду, что документы на иностранных языках должны быть переведены на русский язык, при этом правоприменительная практика налоговых органов такова, что верность перевода (либо подлинность подписи переводчика) должна быть нотариально удостоверена.