Ответить прямо на заданный вопрос не представляется возможным, поскольку неизвестно о документальных основаниях возникших правоотношений, связанных с описанной ситуацией.
Аналогичное дело недавно рассмотрел Старицкий суд Тверской области: предметом спора являлось здание школы, в которое по ордеру была вселена семья в 1997 году, выехавшая в 2000 году в связи с ветхостью здания постройки до 1917 года. Истец – администрация Старицкого района утверждала, что здание школы – нежилое и в нем не могли проживать люди, выданный ордер недействителен. Представитель органа местного самоуправления просила признать ответчиков утратившими права пользования в связи с добровольным отказом семьи от договора найма.
Во-первых, судебная практика свидетельствует, что право переводить жилые помещения в нежилые – обеспечено полномочиями государственных и муниципальных органов. Другое дело – соблюден ли порядок такого перевода.
Во-вторых, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что и в нежилом здании могут быть жилые помещения. К такому выводу приходили суды различного уровня, рассматривавшие похожие дела. Это определения судебных коллегий по гражданским делам: Верховного Суда РФ от 19.04.2016 по делу № 51-КГПР16-6, Приморского краевого суда от 12.05.2015 по делу № 33-3770, Брянского областного суда от 12.09.2015 по делу № 33-3626/15, Новгородского областного суда от 03.06.2015 по делу № 2-295-33-1158/2015. Из содержания указанных определений усматривается, что действующее в рассматриваемый период законодательство (т.е. Жилищный кодекс РСФСР) не исключало возможность нахождения жилых помещений в составе здания, имеющего в целом статус нежилого (а Судебная коллегия по гражданским делам Пермского областного суда в своем определении от 21.07.2015 по делу № 33-6243 прямо отразила такой вывод).
А ведь общеизвестно, что педагоги, преподававшие в школах и гимназиях, проживали тут же, в школе, нежилом здании, в котором имелись жилые помещения, или в построенном вплотную к школе или рядом жилом доме, с печным отоплением, без газо- и водоснабжения и туалетов. Такое положение дел нашло отражение в киноискусстве советских времен - фильмы Г. Полока «Республика Шкид», А. Ташкова «Уроки французского» и др.
Кроме этого, факт использования отдельных помещений в здании школы в качестве жилых подтверждалось восемью техпаспортами с 1945 года, в которых эти помещения прямо указаны как «жилые», открытым в «Энергосбыте» лицевым счетом (к сожалению, квитанции не сохранились), а также домовой книгой, в которой имелись отметки о прописке 28 семей с 1961 года.
Встречным иском ответчики просили суд признать жилые помещения непригодными для проживания, договор найма заключенным, а семью – нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию обеспечить их жильем. Но суд признал ответчиков утратившими права пользования в связи с добровольным отказом семьи от договора найма. Решение в настоящее время обжалуется.
Данное дело, а также дело автора вопроса свидетельствуют, что подобная ситуация в нашей стране не редка. Но жильцы, уповая на «совесть» властей, не требуют признать свои помещения непригодными для проживания, установить свой статус как «неимущие» и встать на учет по улучшению жилищных условий.
Попробуйте отстоять свои права.