Недействительность решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о заключении договора управления многоквартирным домом может повлечь признание недействительным данного договора по основаниям, предусмотренным ст. 168 Гражданского кодекса РФ (недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта), или, при наличии доказательств осведомленности управляющей компании до момента заключения договора о факте фальсификации протокола общего собрания, по ст. 179 ГК РФ (недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана).
Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Однако, как следует из пункта 3 данной статьи, если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
По сложившейся практике суды, признавая недействительными договоры управления многоквартирными домами, прекращают их действие на будущее время, отказывая в применении последствий недействительности сделок.
Так, Московский областной суд в апелляционном определении от 15.09.2014 по делу № 33-20009 указал на невозможность применения последствий недействительности сделок к правоотношениям, вытекающим из договора управления многоквартирным домом, поскольку предметом данного договора являются не имущество или денежные суммы, а условия обслуживания дома и ставки по их оплате на будущее время.
Ленинградский областной суд, признавая определением от 21.01.2016 по делу N 33-210/2016 верными выводы суда первой инстанции о прекращении действия договора управления многоквартирным домом на будущее время, отметил невозможность применения в данном случае двусторонней (взаимной) реституции, предусмотренной п. 2 ст. 167 ГК РФ, в связи с отсутствием возможности возвратить полученные жильцами по этому договору коммунальные и эксплуатационные услуги.
Следовательно, недействительность договора управления многоквартирным домом не влечет возникновение у жильцов права на отказ от оплаты уже оказанных управляющей компанией услуг, а имеющаяся перед управляющей компанией задолженность может быть взыскана в пользу последней в соответствии со ст. 1102 ГК РФ качестве неосновательного обогащения (см., например, определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 303-ЭС15-13621)
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Факт заключения и исполнения недействительного договора управления многоквартирным домом не может повлечь возникновение у жильцов данного дома физических или нравственных страданий и, как следствие, право на компенсацию морального вреда.
Не имеется и иных законных оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с признанием договора управления многоквартирным домом недействительной сделкой (см., например, определение Московского городского суда от 22.07.2015 по делу N 33-24184/2015).