Есть фирма с долгами. Собираемся перестать вести по ней деятельность (бросить). При этом хотим открыть новую фирму с тем же видом деятельности, но с другим учредителем. Не будет ли проблем в будущем в связи с наличием старой фирмы с долгами?
Конечно, проблемы будут. Компания, которую «бросили», т.е. компания, не осуществляющая операций по расчетным счетам (или не имеющая расчетных счетов), не представляющая бухгалтерской и налоговой отчетности в течение 12 календарных месяцев, признается недействующим юридическим лицом (см. п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). На основании п. 2 ст. 21.1 названного закона при наличии всех вышеуказанных признаков (т.е. компания не предоставляет отчетности и не осуществляет операций хотя бы по одному расчетному счету) недействующее юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Решение налогового органа о предстоящей ликвидации подлежит публикации в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридического лица.
Далее в течение трех месяцев после публикации заинтересованные лица (например, кредиторы компании) вправе подать в регистрирующий орган мотивированное заявление, следствием рассмотрения которого может стать отказ регистрирующего органа от принятия решения о ликвидации недействующего юридического лица (см. п. 3, 4 ст. 21.1 вышеуказанного закона). И это вполне логично, поскольку исключение из ЕГРЮЛ «брошенной» компании затрагивает законные права и интересы кредиторов.
Таким образом, по крайней мере в течение года и трех месяцев кредиторы могут продолжать действия по получению причитающегося им.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет за собой также трехлетний запрет для руководителя такого лица и участников, имеющих не менее 50% доли в уставном капитале компании, занимать руководящие должности в других компаниях, учреждать компании (это следует из положений пп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Но это еще не все последствия. На основании п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» на руководителя и (или) участника общества, исключенного из ЕГРЮЛ (как недействующее юридическое лицо), по заявлению кредитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества. Это означает, что вполне возможна ситуация, когда директор и участник исключенной из ЕГРЮЛ компании будут гасить долги этой компании из собственных средств.
Дополнительно стоит отметить, что в случае, если руководитель компании обнаруживает признаки банкротства у возглавляемой им организации, он обязан (на основании требований ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») обратиться в арбитражный суд с заявлением должника. При игнорировании этой обязанности, если дело о банкротстве все же будет инициировано, например, по заявлению кредитора (для обращения в суд необходимо, чтобы сумма долга составляла не менее 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») и просрочка уплаты долга составляла не менее трех месяцев (п. 2 ст. 3 этого же закона)), на руководителя компании также будет возложена субсидиарная ответственность на основании п. 1 ст. 61.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». А п. 9 ст. 61.11 данного закона гласит, что руководитель может быть освобожден от субсидиарной ответственности, если он выполнял функции номинально, но при условии, что он предоставит суду информацию, позволяющую установить реально контролирующее компанию лицо (лиц), подлежащее привлечению к ответственности.