Существуют ли наказания по законодательству РФ за излишнее использование бонусных программ банковских продуктов (в рамках условий)? Например: если пользоваться программами (кэшбэк, начисление баллов и т.д.) в рамках условий, но с некоторыми (законными и в рамках самой банковской системы) хитростями, которые не противоречат условиям, но приносят пользователю банковских услуг значительную выгоду, будут ли какие-либо санкции? Существует ли закон о запрете использования уязвимых сторон бонусных программ банковских продуктов для получения прибыли? Вся деятельность происходит в рамках самих условий (розыгрышей, бонусов, кэшбэков и т.д.) без нарушений, но с явной целью - получить как можно больше бонусных баллов.
В первую очередь отметим, что согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как следует из ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу ч. 3 и 4 той же нормы при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Кроме этого, на основании ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из правовых позиций, изложенных в п. 3.4 описательно-мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П «По жалобе открытого акционерного общества „Нефтяная компания «Роснефть»“ на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона „Об акционерных обществах“», следует, что установленный в ст. 10 Гражданского кодекса РФ запрет злоупотребления правом в любых формах прямо направлен на реализацию принципа, закрепленного в ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, и не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права и свободы.
В том же пункте рассматриваемого определения указано, что критерием оценки правомерности поведения субъектов соответствующих правоотношений – при отсутствии конкретных запретов в законодательстве – могут служить нормы, закрепляющие общие принципы гражданского права.
Что касается критериев добросовестного поведения, то согласно абз. 3 и 4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Таким образом, исходя из поставленного вопроса и с учетом изложенных выше правовых позиций, можно сделать вывод о том, что клиент (участник бонусных программ и др.) вправе осуществлять действия, которые соответствуют условиям обслуживания и критериям добросовестности.
При этом правомерность действий клиента в отдельно взятой конкретной ситуации может быть оценена лишь при детальном анализе условий программы обслуживания и фактически совершенных сторонами действий.